САМОЛЕТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Центром разработок в областисамолетостроения в Новосибирской области являетсяИнститут теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН. На Международной научной конференции, проводимой в рамках авиакосмического салона «МАКС-2009», его директор академик Василий Фомин выступил с докладом «Перспективные авиационные технологии, развиваемые в ИТПМ СО РАН». Институт теоретической и прикладной механики разрабатывает методы управления интенсивностью звукового удара и управления обтеканием, а также развивает аэродинамическую базу и перспективные направления развития технологической базы авиастроения. Для успешного создания нового поколения пассажирского авиационного транспорта необходимо решить проблемы снижения сопротивления трения и звукового удара.Традиционными методами снижения звукового удара является перераспределение подъемной силы по длине фюзеляжа, изменение формы носовой части фюзеляжа и различные пространственные эффекты, например, внесение микрошероховатостей. Предложена форма неровностей в виде продольных структур, распределенных вдоль размаха крыла. Инновационными методами являются управление процессом обтекания и воздействие на процесс распространения звукового удара. Речь идет о создании «интеллектуальных» поверхностей. — Для воплощения этой, казалось бы, безумной идеи в жизнь уже есть все необходимое. Существуют специальные микродатчики на обтекаемой поверхности, которые будут фиксировать изменения потока, в случае его отрыва они будут передавать сигнал следующим датчикам, которые будут производить микроразряд. Размер датчиков не превышает десять микрон, что подчеркивает близость методики к нанотехнологиям, — рассказывает Василий Фомин. Перспективными направлениями развития технологической базы авиастроения являются лазерные технологии, нанопорошки и холодное газодинамическое напыление. С помощью лазеров можно производить резку алюминия, титана, перфорацию и сварку панелей корпусов самолетов. Лазерная резка отличается особой точностью, а сварка — прочностью соединения. — Сама история показывает нам, что вся техника, которая была изначально клепанная, так или иначе, становится сварной. До последнего времени самолеты производили клепанными, но сейчас начинается переворот в этой области авиа строения, — делится академик. В институте также научились получать нанопорошки методом испарения и конденсации тугоплавких веществ на ускорителе электронов при атмосферных условиях. Получены порошки из различных оксидов, металлов, полупроводников и нитридов. Однако исследователи подробностей их использования не раскрывают — это засекреченная военная технология. Марина РЕШЕТНИКОВА |
|
|||
Печатную версию проекта читайте в газете «Аргументы неделi. Сибирь» в сентябре-декабре 2009 г.
|
||||